Что же делать с эмоциями, если они нас захлёстывают?
Как справиться с ними? Как понять, о чем мне говорит психика? Почему вообще они возникают?
Об этом в сегодняшнем посте. В первой части серии постов про эмоции мы прикоснулись к своим переживаниям. Она находится через пост ниже.
⠀
Для многих это было впервые за долгое время. И многие не попали в какое-то комфортное состояние.
⠀
Я прочитал все комментарии к прошлому посту в соседней фотосети. Здесь комментарии оставлять еще не решались.
Реакцию дал далеко не на все – не поворачивается у меня рука поставить лайк на тяжелый комментарий, чтобы человек увидел, что я прочитал. Но и развернутый ответ дать далеко не всегда возможно в рамках инстаграма.
⠀
Большая часть комментариев была о тяжелых эмоциях и чувствах. И о неприятных тяжелых телесных переживаниях.
⠀
У кого-то сразу возникли вопросы о том, почему всплывают именно эти переживания. Кто-то был удивлен тем, что радости в его жизни не много.
⠀
Для чего я вообще предложил погрузиться в эти эмоции и, более того, заметить, как они отражаются в теле?
⠀
Вовсе не для того, чтобы помучить вас.
⠀
Для того, чтобы пошел процесс проживания. Чтобы то, что сознание не хочет замечать, стало заметным. Когда мы что-то обнаруживаем – с этим становится возможно что-то делать.
⠀
Такой контакт со своими переживаниями очень важен. И в идеале мы не должны с этими переживаниями что-то делать.
⠀
Их не надо усиливать. Их не надо ослаблять. И от них точно не надо убегать. Мы просто наблюдаем их феномен.
⠀
Не делаем НИЧЕГО.
⠀
Это зачастую самое трудное. Все наше естество кричит нам о том, что из этих неприятных ощущений надо поскорее сбежать, надо что-то делать, чтобы от них избавиться.
⠀
И это ошибка.
⠀
Большинство этих переживаний – просто наши психологические защиты, которые скрывают нас от более тяжелых эмоций.
⠀
Условно говоря, когда-то мы столкнулись с невыносимыми эмоциями. Столкнулись слишком рано. И с эмоциями слишком высокой интенсивности. И наша психика была еще не готова переварить их естественным образом.
⠀
И чтобы не сойти с ума и не умереть, она выработала какие-то защиты. Которые включаются в работу каждый раз, когда возникает угроза повторения тех тяжелых переживаний. И чем более тяжелые были те переживания, тем более интенсивная защита.
⠀
Например, маленький ребенок столкнулся с отвержением родителей. Он что-то делал, как-то играл, как-то проявлял себя. А родителям это не понравилось. Возможно, ребенок делал что-то потенциально опасное для себя, не понимая этого. И родители из страха, что с ним что-то случится, начали его ругать.
Фактически родители действуют из заботы и любви. Но могли выбрать не самый лучший способ.
И вот уже ребенок сталкивается с тем, что те фигуры, которые ему должны дарить любовь, тепло и защиту, начинают «нападать» на него.
Ребенок в родителях еще не может сомневаться – они для него целый мир. Они почти боги – он обязан им всем.
Его психика не в силах понять, что родители – обычные люди, которые могут ошибаться, бояться, сомневаться и т.д. Он реально начинает воспринимать их «нападки», как отвержение себя.
Он чувствует, что он просто делал то, что хотелось. Он был собой. И родители это не принимают. А что значит реальное отвержение родителей для маленького ребенка?
Фактически смерть.
Он сам себя не может прокормить. Не может обеспечить себе безопасность. Ничего сам не может.
И это вот несоответствие любящих фигур, которые нападают на него, приводит к тому, что ребенок, не в силах сомневаться в родителях, начинает сомневаться в себе. Видимо с ним что-то не так.
И чтобы не умереть, чтобы остаться в живых, чтобы его приняли, ему нужно не быть собой, а вести себя так, как хотят родители. И он начинает, например, стараться считывать их ожидания и подстраиваться под них.
При этом в те моменты, когда он сталкивается с тем, что возможно это не получится, он может испытывать, например, страх того, что снова будет отвержение. Или вину, за то, что снова расстроил родителей. А если они расстроятся, то снова отвергнут его. Или стыд. Или обиду. Индивидуальных реакций может быть много.
И эти эмоции (обида, стыд, вина и т.д.) как бы защищают его от более тяжелых. Они, как сигнальная ракета, которая говорит нам, что впереди опасность и надо срочно что-то делать, чтобы не допустить страшного.
И пока мы взрослеем, мы все лучше учимся избегать негативных эмоций. Мы оттачиваем свои защиты. И даже делаем новые защиты на защиты.
Вот только то, что было эффективно в детстве (мы не сошли с ума и не умерли), со временем начинает нам мешать. Взрослая психика уже вполне может справиться с отвержением.
Подумайте – сейчас нет ни одного человека в вашей жизни, чье отвержение могло быть столь же губительным для вас, как когда-то было отвержение от родителей.
Вас может сейчас бросить самый близкий человек. Но вы не умрете.
Но мы по-прежнему продолжаем бояться тех эмоций и защищаемся от них. И вот наша жизнь наполнена обидой, тревогой, болью, страхом, виной и другими веселыми чувствами.
И мы продолжаем от них убегать. Только вот не убежишь. И вы это прекрасно понимаете. Эти эмоции всегда возвращаются.
А вот погрузиться в них и просто наблюдать их, даст вашей психике опыт, что можно быть в этом состоянии и не разрушаться. Неприятно? Да. Но не губительно.
А значит можно уже допустить в сознание следующий слой скрытых эмоций.
И так снимая слой за слоем, мы можем таки найти ту потребность, которая от нас скрыта и, которая не удовлетворяется. Это может быть потребность в принятии или любая другая.
И дальше мы уже будем смотреть, а как мы можем ее удовлетворить.
Текста уже очень много, а написать хочется еще больше. Поэтому ВНЕЗАПНО я прерываюсь, чтобы написать продолжение в других постах.
А сейчас предлагаю написать в комментариях — а с чем вы сталкивались в детстве? И какой у вас опыт проживания эмоций и переживаний?
